ООО "Компания "Топливные технологии" (ООО "КТТ") подало в суд на своего бывшего генерального директора Антона Жаркова и на председателя совета директоров АО "Петербургский нефтяной терминал" (АО "ПНТ") Елену Васильеву. ООО "КТТ" утверждает, что другая сторона незаконно расторгла соглашение о сотрудничестве, чем нанесла многомиллиардный ущерб. Стоимость иска составляет 37,9 млрд долларов.

В истории разбирался корреспондент The Sankt-Peterburg Post.

Люди из девяностых

Генеральным директором ООО "КТТ" является Александр Дорошенко, он же числится главным бенефициаром предприятия (51,25%), однако компания по большей части ассоциируется с одним из главных акционеров АО "ПНТ" Михаилом Скигиным.

Трабер поделит морской терминал как надо

Михаил Скигин. Фото: "ВКонтакте"

Михаил Скигин является старшим из трех сыновей, умершего в 2003 году от онкологии в Ницце Дмитрия Скигина – видной фигуры Санкт-Петербурга девяностых годов.

Дмитрий Скигин в 1995 году вместе с Ильей Трабером и Сергеем Васильевым был соучредителем компании "Совэкс", которая занималась заправкой самолетов в аэропорту "Пулково". Компания была серьезная – например, одним из ее топ-менеджеров был глава "Газпром нефти" Александр Дюков. Со Скигиным напрямую работал уполномоченный представитель компании ОБИП, а ныне руководитель ПАО "Газпром" Алексей Миллер.

Трабер и Васильев как персонажи еще интересней. Трабер – это бывший офицер ВМФ СССР, который в Санкт-Петербурге известен под прозвищем "Антиквар" и имеет прочные ассоциации с так называемой Тамбовской преступной группировкой. Не менее колоритен Васильев – это бывший боксер из Вырицы (Ленинградская область), чья спортивная карьера оборвалась в 19 лет после того, как он был осужден, судя по всему, за изнасилование на пять лет лишения свободы. Отсидел Васильев всего лишь три года, а после освобождения начал вместе с братьями работать с "бизнесом" так как, он это умел. Его прозвали главным кулаком Невского проспекта.

Партнеры

После смерти Дмитрия Скигина Васильев не стал отжимать бизнес у его наследников. Более того, сын покойного Михаил Скигин в 2003 году в возрасте 23 лет вошел в руководство АО "ПНТ". На 2022 год контроль над организацией был распределен через две кипрские офшорные компании – TUJUNGA ENTERPRISES LIMITED, которая принадлежала детям Дмитрия Скигина, и MOBALCO HOLDINGS LIMITED, которая контролировалась Васильевым. Михаил Скигин после 2023 года занимался оперативным управлением бизнеса, а Васильев общими вопросами и политикой организации.

Конфликт

Конфликтов не было до января 2022 года, когда Васильев без сознания был найден охраной в своей квартире на Каменностровском проспекте 44, после чего его отвезли в больницу с диагнозом инсульт. После этого бизнесмен ни разу не появлялся на публике, позднее выяснилось, что он пребывает в некондиционном состоянии.

Трабер поделит морской терминал как надо

Елена Васильева. Фото: https://avatars.dzeninfra.ru/get-zen_doc/271828/pub_65833debcc66863f70b1fe85_65833fcfcc66863f70b25d5b/scale_1200

В 2023 году появилась информация о том, что Васильев передал все имеющиеся у него акции в дар жене Елене Васильевой. Михаил Скигин написал заявление в правоохранительные органы по исчезновению Сергея Васильева, с просьбой проверить правомерность передачи акций жене. Прокуратура поддержала Скигина, после чего сотрудники ГУ МВД выехали в особняк предпринимателя в Вырцицу, где Сергей Васильев находится под наблюдением врачей. Оперативников не пустили на территорию усадьбы на том основании, что уголовного дела нет, но якобы показали предпринимателя в инвалидном кресле. Может ли он отдавать отчет своим действиям, так и осталось неясным.

Показательно, что в сентябре 2024 года было возобновлено дело против нотариуса, который заверил эту сделку. Известно также, что при заверении перехода долей присутствовал рукоприкладчик, а такое бывает только при крайней инвалидизации.

Васильева сообщила, что перевала активы с MOBALCO HOLDINGS LIMITED в РФ на себя. Женщина утверждает, что процесс деофшоризации активов начал муж в 2021 году, а она завершила это дело.

Васильева назвала Михаила Скигина и его брата Евгения (он занимается разведением технической конопли) гражданами ФРГ и пожаловалась на то, что их кипрский офшор TUJUNGA ENTERPRISES LIMITED вставляет палки в колеса совместному бизнесу, и сообщила, что подала на них заявление в СКР.

По мнению Елены Васильевой, Скигины в 2020 году приобрели в нарушение процедур у кипрской компании ALMONT HOLDINGS LIMITED19% АО "ПНТ". Однако этот офшор был только одной из нескольких организации в структуре владения АО "ПНТ". Сергей Васильев и Михаил Скигин, скорее всего, договорились о разделе данного актива, который контролировал больше, чем 19% от АО "ПНТ". Обычно именно так и бывает у партнеров.

Что дальше?

Теперь стороны судятся, и пока не пытаются договориться. Васильева пытается оспорить покупку Скигиными доли в ALMONT HOLDINGS LIMITED, а Скигин через Дорошенко и ООО "КТТ" стремится взыскать с АО "ПНТ" 37,9 млрд рублей за разрыв многолетнего контракта на перевалку грузов и ее перевод на АО "ПНТ-Сервис".

В истории также фигурирует Антон Жарков, который, по словам Скигина, якобы действуя в интересах Васильевой, выдал "Хаус Голден Термез" 450 млн рублей. Дело в том, что Жарков в июле 2024 года был задержан по обвинению в мошенничестве и хищении 450 млн рублей у ООО "КТТ", где он до 2023 года был генеральным директором.

Трабер поделит морской терминал как надо

Илья Трабер. Фото: https://avatars.mds.yandex.net/i?id=27f80e1e68ac742a6d6e69568c15faee_sr-8485393-images-thumbs&n=13

ООО "ПНТ" не может существовать в бесхозной форме, поэтому скоро мы узнаем реального бенефициара скандала. Вероятно, этот актив перейдет на баланс "Роснефти" или "Газпром нефти". Нельзя исключать, что именно они и борются друг с другом через акционеров. Тем более тот же Дюков через Дмитрия Кригина и Трабера когда-то имел прямое отношение к этой структуре.

Усы Трабера?

Похожая история у Трабера уже случалась с портом Усть-Луга. Совет директоров АО "Компания "Усть-Луга" тогда возглавлял Валерий Израйлит, именно эта компания была ответственна за строительства данной инфраструктуры.

В 2016 году Израйлит был задержан по делу о хищении денег, выделенных на строительство этого объекта. Израйлит – фигура спорная и ранее судимая, однако его первоначально обвиняли в хищении у своей компании 100 млн рублей при личном капитале в 200 млн долларов. Затем обвинения усилились, а среди потерпевших возникла даже "Транснефть", но дело все равно не клеилось – Израйлит провел четыре года СИЗО, после чего был выпущен под домашний арест, а такое обычно бывает при проблемах с доказательствами.

Ситуацию с Израйлитом сразу связали с Трабером, причем для таких заявлений были основания. Активы предпринимателя "ЮГ-2" и ОАО "Морской торговый порт "Усть-Луга" перешли к ООО "Новые коммунальные технологии", где 40% принадлежало Траберу, а его хорошие друзья Артем Бегун и Сергей Пупко имели по 6,75% каждый.

В 2023 году Израйлит был приговорен к шести годам лишения свободы за незаконный вывод за границу 225 млн рублей и был осужден от наказания с учетом времени, которое он провел в СИЗО и под домашним арестом. Так, он оказался на свободе, но без собственности.

Трабер кроме связей с Дюковым, по слухам, на короткой ноге и с главой "Роснефти" Игорем Сечиным, поэтому в случае ООО "ПНТ" он может организовать аукцион на этот лакомый актив. Не так прост и Михаил Скигин, который сотрудничает с Ольгой Хромченко, которая является близкой подругой главы Минфина РФ Антона Силуанова. Как пишут авторы телеграм-канала "ВЧК-ОГПУ" (признан в России иноагентом), якобы Скигин тайком от Васильевых создал танкерный флот, которым руководит через иностранные организации. Скигин также может попытаться привлечь "инвесторов".

Данная история показывает, что Трабер не теряет хватку. Он продолжает брать под контроль активы в портовых проектах, давно выйдя здесь за пределы Санкт-Петербурга. Активно участвует в петербургском строительстве и не имеет проблем с властями. СМИ его даже называют новым "ночным губернатором Санкт-Петербурга".