В Петербурге несколько дней наблюдался масштабный сбой в системе оплаты парковок в центре города. Сейчас его восстановили, но не факт, что случившееся не повторится. Официальными лицами произошедшее объясняется переходом на отечественное оборудование.
Как удалось выяснить корреспонденту The Sankt-Peterburg Post, пресловутое "отечественное" могло на самом деле поступать из недружественных РФ Чехии, Венгрии и союзного Китая. Последнее время чиновников и коммерсантов частенько ловят на том, что те выдают детали именно из Поднебесной за импортозамещённые аналоги российского производства.
Миллионы за рубеж
За парковки отвечает СПб ГКУ "Городской центр управления парковками" (СПБ ГКУ "ГЦУП"), но электронное оборудование закупается через СПб ГУП "Санкт-Петербургский информационно-аналитический центр" (СПБ ГУП "СПБ ИАЦ"), возглавляемый Андреем Максименко.
В прошлом году с разницей в месяц "ГЦУП" заключило с "СПБ ИАЦ" два контракта на испытания, пусконаладочные работы систем паркоматов и прочие прилагающиеся услуги. Судя по тексту соглашения, необходимо было развить систему практически с нуля.
Фото: Госзакупки
"СПБ ИАЦ" же, в свою очередь, спустя пару месяцев обрадовало почти миллиардным контрактом входящее в "Ростех" АО "Концерн "Автоматика". По соглашению, компания должна была поставить коммутаторы и устройства автоматической обработки данных. Эти устройства используются для создания систем, подобных той, что требовалась "ГЦУП".
Как выяснилось в ходе исследования текста договора между "Автоматикой" и "СПБ ИАЦ", оборудование, которое ростеховская "дочка" продала Петербургу, лишь частично российское. В графе "страна происхождения" указаны Китай, Россия и…Чешская Республика с Венгрией!
Фото: Госзакупки
Замечательный импортозамещением у нас занимаются топ-менеджеры г-на Чемезова!
Подобные контракты заключены и с дочерними структурами "Автоматики" – 895 млн ушло "Национальным Технологиям". Ещё 749 – "Национальному центру информатизации". И хотя в договоре с последним прописано, что страной происхождения товара должна быть Россия, кто знает, что фактически получат в ведомстве?
По накатанной
Здесь стоит отметить, что "Автоматика" и её структуры уже не раз попадали в поле зрения The Moscow Post в связи с поставками из Китая. Например, в 2021 году на страницах нашего издания вышло большое расследование под названием "Фрезер с ростеховской шильдой". Навеяно оно было задержанием коммерсантки Дианы Калединой, что попала к силовикам за поставку по завышенной стоимости станков производства КНР, которые мановением некой "волшебной палочки" превратились в изделия отечественного станкостроения с ярко прорисованной шильдой.
Причиной разработки стал контракт, заключенный "Балтийской промышленной компанией" с АО "Научно-производственное предприятие "Сигнал", что входит в "Автоматику".
В 2020 году, выяснилось, что в аппарате ИВЛ произведенном "Уральским приборостроительным заводом", который входит в "Ростех", из российского мог быть разве что шильдик. Годы идут – ничего не меняется.
А уже в текущем – 2023 Минпромторг поднял шум, поскольку заподозрил, что поставленные "Автоматикой" антенны – тоже не сильно похожи на отечественную продукцию. Предполагается, что на завышении стоимости контракта может быть похищено около 300 млн рублей. Информация об этом прошла в 20-х числах июня. А буквально через неделю выяснилось, что гендиректор "Автоматики" Андрей Моторко задержан.
Подозревается в мошенничестве, но пока не ясно – по какому из вышеозначенных эпизодов. А может, по всем сразу и по парковочной теме в придачу?
На место Моторко пришёл Братухин Иван Юрьевич – бывший врио директора НПП "Сигнал". Да, того самого, который закупил у г-жи Калединой китайскую технику в 2016 году.
Придя на должность, он первым делом, конечно, улучшил условия существования сотрудников – надо думать, себя не обидел. "Автоматика" присоединилась к мотивационной программе "Развитие", предусматривающей особые условия в Новикомбанке (опорный для "Ростеха") для отличившихся сотрудников. Надо думать, отличившихся по мнению её гендиректора.
Но всё это лирика.
Поговаривают, что в "Автоматике" уже давно налажена система "козлоотпущения", когда совершаются заведомо известные высшему руководству хищения, добытые таким путём средства делятся, а впоследствии отвечать выставляют кого-то одного. В одном случае это была Каледина, в другом – Моторко? Как видим, схемы не меняются, а "Автоматика" продолжает поставлять зарубежную продукцию.
При Братухине контракты пока не заключались. Будем следить за развитием событий.
Андрей Моторко. Фото: admoblkaluga.ru
Грядут задержания?
Что касается "СПБ ИАЦ" и его гендиректора Андрея Максименко, то здесь простор для расследования спецслужбами тоже может быть не маленьким. Во-первых, в последние месяцы компания стабильно скрывает своих поставщиков. Так делают, например, в военных ведомствах – грубо говоря, чтобы враг не прознал государственные секреты. Какие секреты могут быть у "СПБ ИАЦ", если не коррупционные?
Но некоторых поставщиков контра всё же "выводит в люди". Кроме "ростеховских "дочек" среди них есть и "Нетрика", которой владеет Артём Мошков. СМИ со ссылкой на свои неофициальные источники писали, что компания связан с интересами экс-главы Калининского района, обвиняемого в мошенничестве в особо крупном размере во время работы на посту главы Комитета по информатизации. Как цитируют свои источники журналисты, якобы "Мошков - панк-номинал, приведенный Громовым-младшим в Смольный для распила бюджетов".
Можно ли поверить, что, если "Нетрика" имеет отношение к "распилу бюджетов", то "СПБ ИАЦ", который отдал ей в общей сложности 43 госконтракта на сумму 698 млн рублей – нет? Правда, это было с 2015 по 2018 годы, когда "СПБ ИАЦ" возглавлял Евгений Валериевич Герус, после тихой отставки "растворившийся" в СПБ ГКУ "МФЦ" до 2022 года, а сейчас и вовсе исчезнувший с радаров.
Получится ли у приехавшего из Томской области нового главы Андрея Максименко также филигранно "раствориться" после того, как мы выяснили, что его учреждение принимает китайскую, венгерскую и чешскую технику – покажет время.