Как пишет The Sankt-Peterburg Post, банк "Открытие" выделил "Петербургскому нефтяному терминалу" (ПНТ) кредит размером в 7,6 млрд рублей на реконструкцию мощностей. На эти деньги ПНТ планирует до 2029 года реализовать проект по строительству нового нефтяного терминала в Большом порту Санкт-Петербурга.
Напомним, строительство началось в сентябре 2021 года – об этом писал "Коммерсант". Интересно, что на церемонию, посвященную началу строительства, позвали только лояльные губернатору Петербурга Александру Беглову издания. Об этом писало издание 47news.
Возникает закономерный вопрос: какие вопросы опасались услышать спикеры от нелояльных себе журналистов?..
Сюжет для сериала "Бандитский Петербург"
Совладельцем ПНТ является Михаил Скигин, сын известного Дмитрия Скигина. Скигин-старший известен в Петербурге, якобы как «авторитетный» бизнесмен в лихие девяностые. В частности, так утверждали авторы портала "Компромат1".
Бизнес Скигина также был связан с петербургским аэропортом "Пулково", где хозяину ПНТ фактически удалось приватизировать все заправочные станции. В 2003 году предприниматель внезапно ушел из жизни при странных обстоятельствах. Через 5 лет после смерти Скигина-старшего все заправки в "Пулково" отошли к "Газпрому" и "Лукойлу".
Дмитрий Скигин
В период пребывания в нефтяном бизнесе Дмитрий Скигин познакомился с Ильей Трабером, известным широкой общественности по прозвищу "Антиквар". Трабер примкнул к Скигину-старшему и какое-то время вел дела вместе с ним, а после его смерти, как по наследству, перешел в партнеры к его сыну. Сейчас Трабер может представлять интересы компании Михаила Скигина, в которой также имеет свою долю. Об этом писал The Moscow Post.
Илья Трабер
Здесь же "засветился" еще один бизнесмен Роман Белоусов, имеющий звучную репутацию. В 2013 году он получил 10% в проекте "Поронай Холдинг", принадлежавшем Сергею Сварчевскому. А в мае 2015 года, как пишет РБК, незаконно сменил состав совета директоров в его дочерних компаниях на Кипре и в России, после чего как по нотам прошел рейдерский захват порта Поронайск. В результате "Поронай Холдинг" отошел к Скигину. Как говорят знающие люди, методы работы Белоусова очень сильно напоминают то, как работал Скигин-старший.
Каждый хочет урвать кусок портового "пирога"
Итак, вышеперечисленные выходцы из околокриминальных структур во главе с потомком Дмитрия Скигина взяли в банке кредит на строительство нового нефтяного терминала на территории Петербурга. Естественно, градоначальник Александр Беглов поддерживает проект, который будет пополнять бюджет.
Вдобавок не далее, как весной прошлого года совладелец "Трансмашхолдинга" Андрей Бокарев предлагал напрямую Президенту РФ Владимиру Путину освободить данный участок петербургского порта и перенести его мощности в Усть-Лугу. В интерпретации Бокарева это называлось "редевелопмент Большого порта". Об этом писали "Ведомости". Для него выгода очевидна – помимо контракта на строительство самого порта, он станет получать прибыль на постоянной основе, так как именно на территории Усть-Луги функционирует предприятие "Усть-Луга Ойл", почти 50% акций которой принадлежат Бокареву.
Александр Беглов
Андрей Бокарев
К тому же Бокарев предлагал на освободившемся пространстве петербургского порта построить 4,8 млн кв. м жилья, коммерческих помещений и объектов социальной инфраструктуры и культуры. Идея сулила выгоду, в том числе через строительных партнеров.
Путин дал указание проработать вопрос. Известно, что в профильных министерствах проект лоббирует вице-премьер Андрей Белоусов (говорят, что он – "просто однофамилец" человека из команды Скигина). Белоусов поручил Минтрансу, Минэкономразвития и Росимуществу подготовить доклады о ликвидности проекта.
Беглов ставит на Скигина
По ситуации на сегодня Беглов со Скигиным-младшим уже похлопотали насчет кредита на реновацию имеющегося порта. Между тем, как говорят знающие люди, вовсе не факт, что задуманное ими воплотится в жизнь.
Так что же получается, что губернатор и близкая ему компания бизнес-партнеров пытаются по максимуму использовать ситуацию? И в самом деле, что ответить на вопрос о том, по какой причине поручение президента пролетело "мимо ушей", ведь потом вполне можно и слететь с насиженного места?..
Есть версия, что борьба развернувшаяся за порт, может быть конфликтом интересов Ильи Трабера и Андрея Бокарева. А Скигин-младший может быть только инструментом в этой игре.
К слову, перевод порта в Усть-Лугу может обойтись в довольно солидную сумму – на сегодняшний день стоимость проекта уже оценивается в 100 млн рублей. Именно такие расценки представил Бочкарев.
Напомним, идея переноса порта зародилась еще в бытность Собчака мэром Петербурга, но так и не была осуществлена: похоже, кому-то выгодно держать под боком такую "машину по производству денег".
Возможно, градоначальник не уверен в успехе предприятия. Тем более, что Беглова со Скигиным, похоже, связывают теплые отношения – по крайней мере, как мы писали ранее именно его компанию называли главным интересантом в борьбе за такие лакомые петербургские объекты, как платные дороги.
Отметим, что согласно данным "Руспрофайла", компания "Петербургский нефтяной терминал" является крупным государственным подрядчиком – за время существования она выполнила 5 госконтрактов на общую сумму, почти эквивалентную 5 млрд рублей, а также использовала 2,6 млрд рублей из государственной казны для реализации своих проектов.
Выручка "Трансмашхолдинга" на этом фоне выглядит, мягко говоря, не очень убедительно.
Ближайшие месяцы, скорее всего, должны уточнить расстановку сил и показать, правильный ли выбор сделал губернатор Беглов.