Главная фишка новой экранизации приключений Фандорина – антураж, сообщает корреспондент The Sankt-Peterburg Post.
Новый сериал отправляет нас в 2023 год, но в альтернативную реальность, где большевики не захватили власть, а править Российской империей осталась династия Романовых.
Альтернативное изображение "наших дней" выглядит все равно фантастичным: в словах по-прежнему пишут дореволюционные буквы, форма дореволюционных служащих соседствует с обычным китайским ширпортебом, на улицах полно роботов-городовых, следящих за порядком, а в телефонах можно заметить актуальную соцсеть "Портретъ" и электронную энциклопедию "Быстроведенiе".
На фоне хорошо знакомых питерских пейзажей и "колодцев" прогуливаются словно вырезанных из нашей реальности туристы, а футуристические капсульные отели уживаются на одном экране с богатыми особняками.
Пока что кажется, что внешними украшениями авторы пытаются компенсировать детективную историю с незамысловатой интригой. Главный герой – по-прежнему Эраст Фандорин (Владислав Тирон), еще вчера бывший студентов, а теперь один из младших сотрудников Сыскного ведомства Петрограда. Под началом кабаноподобного начальника (Александр Семчев), по чиновничьей привычке прекращающего служение стране ровно в шесть часов вечера, он занимается происшествиями города на Неве.
В иные моменты сериал напоминает затянувшуюся съемку с костюмированными историческими персонажами, которую нередко можно увидеть в Петербурге. Фото: kinopoisk.ru
Робкий, но настырный Фандорин ищет подтекст там, где его нет, но, кажется, не в этот раз: случайное, на первый взгляд, самоубийство наследника нефтяного магната выглядит слишком странно, уж слишком много необычного произошло в тот день в городе.
Юный сыщик разрабатывает теорию о том, что эта трагедия – лишь часть цепочки, связанной с неким клубом самоубийц. Попытки раскопать подробности сталкивают с певицей Амалией (Милена Радулович), местной похитительницей сердец, в чьей копилке есть сердце и государя-императора Николая III, почти в открытую, волочащегося за красоткой при живой супруге.
Финал первой серии добавляет хоть какую-то интригу в историю, в которой пока что ироничных шуточек как будто бы больше, чем собственно детективной "закрутки". Как и в других подобных "альтернативных" историях, авторы всячески стараются прыгнуть выше головы и вдоволь разослать приветов современности.
Тут и удивленная история о том, что мумифицированному Ленину сделали мавзолей в Аргентине, сделали туда платный вход и люди – ну дела! – зачем-то туда ходят. И правнук этого же Ленина, своими действиями и мрачностью невесть зачем отсылающий к акционисту Петру Павленскому.
С одной стороны, это забавно и как будто бы позволяет заполнить драматургические пустоты, с другой – все эти отсылки должны иметь какой-то объединяющий смысл. Как правило, все эти виньетки так и остаются безынтересной игрой ради развлечения. Для движения в этом же направлении добавлена и "обнаженка" уже минуте на 15-й в исполнении Кати Варнавы.
С точки зрения развития сюжета, смысла в ней никакого, эстетики – как будто бы тоже. Видимо, авторы посчитали, что история недостаточно интересна, а значит крючком для зрителя должна стать голая женщина, едва прикрытая случайными предметами интерьера.
Видео: ютуб-канал "Кинопоиск Премьеры"
Актерский ансамбль первого ряда собран из актеров малоизвестных и на первых порах мало чем выделяется на общем сериальном фоне. Главный герой – типичный "молодой Шерлок", причем застенчивый и спотыкающийся от собственного смущения. Он кажется равно неинтересным для фанатов условного Шерлока или Бонда, как и необаятельным для аудитории помладше.
Больший интерес вызывает отправленная на второй план сюжетная линия императора и его приближенных: примечательно, что сам царь (Максим Матвеев) в плане характерных черт ушел недалеко от Фандорина – он податлив вплоть до бесхребетности, и иным царским утехам предпочитает обычное питерское времяпрепровождение – прогулки вдоль Невы с бутылкой в руке. Хочется верить, что смысл такой ноты тоже будет раскрыт по мере продолжения сериала.
Мнения критиков о сериале разделились. С одной стороны, они отмечают интересный подход к смешению эпох, который увлекает и поддерживает интерес, с другой – о бедности собственно детективной линии, которую зритель ждет в первую очередь от экранизации Акунина. РБК пишет, что экранизация в целом выглядит необязательной.
Ведь роман "Азазель" - увлекательный детектив, и главное в нем - не правдивое отражение эпохи, а интрига, от которой как будто бы не осталось и следа:
Изменения в сценарии (вызванные, вероятно, тем, что роман Акунина нужно было растянуть на шесть серий) порождают нестыковки и больше запутывают. История рассказана сбивчиво: некоторые важные сцены и связки опущены. Необязательные сцены тянутся бесконечно долго. В чем интрига, понять довольно сложно, а потому и ее разгадка не особо волнует.
На первых порах детективной интриги, саспенса сериалу отчаянно не хватает. Может быть, не все козыри еще сыграны? Фото: kinopoisk.ru
Forbes добавляет огня, ассоциируя неестественные диалоги, актерские ужимки и жесты с сериалами нулевых по СТС, которые "все смотрели как бессмысленную жвачку":
"Фандорин. Азазель", судя по уровню продакшена, явно претендует не на звание второсортного сериала для скучающих домоседов. Но при этом совершенно не увлекает зрителя. Верить героям проекта невозможно, даже если очень хочется.
"Кинопоиск", разбирая экранизации приключений о Фандорине, замечает интересную тенденцию: мол, все в них на месте - и сюжеты, и бюджеты, и режиссеры, и актеры, подводила только "неумолимая машина отечественной кино- и телеиндустрии", которая вынуждала формовать привычный мейнстрим средней руки. Режиссер Нурбек Эген, снимавший "Шерлока в России" и один из сезонов "Мажора", кажется, решил пойти другой дорогой – пока что его тактика представляет из себя нечто обратное: привычный мейнстрим он пытается обставить визуально так, чтобы получилось что-то запоминающееся.
Пока что, к сожалению, получается не очень показательно – посмотрим, что раскроет зрителям Фандорин в конце сезона.