Банк "Александровский", несмотря на "тонущие" финансы, купил занимавшуюся доверительным управлением активами компанию "БСПБ Капитал". Что может крыться за сделкой?
Разбирался корреспондент The Sankt-Peterburg Post.
Ненадежный банк?
Питерский банк "Александровский" принадлежит Евгению Лотвинову и Игорю Лейтису. В последнее время дела в нем обстояли не очень хорошо. Так, например, по данным на 1 января 2022 года банк ушел в минус практически по всем доходным статьям и работал себе в убыток.
Так, например, доходы от ценных бумаг за год уменьшились на 83 процента, а чистые доходы от операций с финансовыми активами – на целых 347 процентов.
В целом банк показал убыток после налогообложения по сравнению с прошлым годом в 67 процентов.
Фото: analizbankov.ru
В банке очень сильно меняются текущие показатели, которые при "нормальном" течении дел должны колебаться всего лишь на несколько процентов. Так, например, норматив мгновенной ликвидности повысился за год на 231 процент, а норматив текущей ликвидности – на 195.
Слишком высокие показатели ликвидности означают, что много затрат капитализируется в оборотных активах вместо того, чтобы приносить прибыль.
Есть и еще один показатель, вызывающий пристальное внимание – зависимости от межбанковского рынка. За 12 месяцев он уменьшился на 369 процентов. Для сравнения: у "Сбера" он изменился за год только на пять процентов.
Фото: analizbankov.ru
Все эти показатели наводят на мысли, что деньги из "Александровского" могут банально выводиться. Возникает вопрос – а что будет с "БСПБ Капитал"?
К слову, правоохранительные органы были недовольны "Александровским" еще в 2018 году. Тогда прокуратура проводила в банке плановую проверку и выявила нарушения.
Фото: Proverki.gov.ru
Информации о том, устранил ли "Александровский" нарушения в срок, в открытом доступе нет. Тем не менее, проверки других контролирующих органов, например, ФАСа или ФНC, которые могли бы показать множество интересного, в последнее время не проводились. Означает ли это, что "Александровский" умеет договариваться с проверяющими?
Недовольство клиентов
Клиенты "Александровского" на что только не жалуются. И это не очереди в отделении или невежливое обслуживание. Некоторые пишут про то, что банк списывает денежные средства со счетов. Другие – про то, что банк отказывается вернуть деньги со счетов ликвидированной организации. Третьи – про невозвращение банком вклада.
Фото: banki.ru
Подобные отзывы встречаются и на других сайтах. Клиенты недовольны буквально всем. Жалуются и работники. Их, например, судя по отзывам, во время пандемии перевели на удаленную работу, но при этом вычли эти недели из отпуска.
Фото: Retwor.com
Казалось бы, притом, что и клиенты, мягко говоря, не в восторге, и сотрудники – чуть ли не расходный материал, чего можно ждать от "Александровского"? Но при этом банк расширяется. И этому есть объяснение.
Кто владеет "Александровским"?
Один из основателей "Александровского" - Игорь Лейтис. Когда-то он начинал бизнес с торговли сантехникой - закупал за наличку финские унитазы.
Лейтис не скрывал, что его методы ведения бизнеса были не совсем законными, связанными с выдавливанием конкурентов. Как-то его попросили "освободить" от торговцев территорию в Купчино, и он рассказывал, что ему "пришлось пойти на хитрость: ларечников попросили немного потесниться и переехать, потом еще раз. В процессе переездов около сотни ларьков "потерялись" - лишились торговых мест".
Всего за свою жизнь Лейтис был руководителем 104 организаций. (Слабо верится, что среди них не нашлось места фиктивным). Однако среди них самые крупные – это банк "Александровский" и фирма по аренде и строительству недвижимости "Адамант". По оценке экспертов, "Адаманту" принадлежит более 25% всей торговой недвижимости Северной столицы. Несмотря на такие размахи, согласно данным "Руспрофайла", она не отличается надежностью.
Фото:Rusprofile.ru
Вместе с Лейтисом 25 процентами "Адаманта" владеет известный в Санкт-Петербурге криминальный авторитет Владимир Голубев, которого называют также Бармалеем. Партнер Лейтиса был судим за кражи, ограбления и разбойные нападения.
С самого начала "Адамант" начал методично прибирать к рукам городские рынки, располагавшиеся у станций метро. В 1997 году Лейтис получил право аренды на территорию рынка около метро "Улица Дыбенко", однако обосновавшиеся там стихийные ларечники отказались съезжать с насиженного места. Начальник местного РОВД заявил, что помочь ничем не сможет, не хотел связываться. Тогда Лейтис за одну ночь огородил рынок сплошным бетонным забором и отрубил электричество.
Дальше Лейтис действовал более законными путями, 90-е все же закончились, однако опыт, как говорится, никуда не денешь.
Евгений Лотвинов, в отличие от Лейтиса, профессиональный банкир. Своих денег он никогда не стеснялся. "Наличие и стоимость моего пакета акций банка - самой что ни на есть публичной организации — отрицать или оспаривать было бы глупо. Равно как и комментировать вменяемое мне количество миллиардов и рассказывать, как я стал миллиардером", - говорил Лотвинов.
С 2003 года Лотвинов работал вместе с Владимиром Коганом и Давидом Трактовенко в "Промстройбанке". Их бизнес-карьера тоже вызывает вопросы – начинали они с торговлей одеждой и подержанными иномарками, а в итоге купили "Промстройбанк" за копейки. Личность Трактовенко связывали даже с убийствами конкурентов, однако все это не было доказано. Надо полагать, Лотвинов не был лишь наблюдателем в делах банка.
В 2016 году у Лотвинова долго шли судебные тяжбы с Балтинвестбанком, который предъявлял ему претензии за сделку с мясоперерабатывающим заводом – коммерсант купил банк со всеми обязательствами и вроде как не оплатил сделку на 560 миллионов рублей.
Из "Александровского" Лотвинов хотел сделать второй по величине банк Санкт-Петербурга. Однако, видимо, из этой идеи, озвученной еще в 2017 году, ничего не вышло.
Почему "Банк СПБ" решил продать свой актив Лотвинову и Лейтису? Из открытых источников нам известно, что бизнесмены давно были знакомы с президентом банка "Санкт-Петербург" Александром Савельевым. Так что здесь может усматриваться и личная заинтересованность последнего.
Таким образом, банк "Александровский", за несколько лет своего существования вызвавший немало вопросов как с точки зрения финансов, так и исполнения обязательств под руководством неоднозначных Лотвинова и Лейтиса, а также отвратительно зарекомендовавший себя среди клиентов и работников, хочет расти большим? Не закончится ли история очередным банкротством, на котором обогатятся отнюдь не вкладчики и государство?